Репортажная и постановочная съемка: чем отличаются и как выбрать то, что нужно

В зависимости от сюжета и предварительной подготовки различают два вида съемок: репортажную и постановочную. Все остальные виды, такие как промо, реклама, отчетные и имиджевые ролики — это подвиды, которые относятся либо к репортажной, либо к постановочной съемке.

В этой статье расскажем:

  • Чем отличаются репортажная и постановочная съемка.
  • В чем преимущества и недостатки каждого вида.
  • В каких случаях выбрать тот или иной вид съемок.

Что такое репортажная съемка

Репортажную съёмку еще называют событийной, и это название отражает ее суть. Это видеосъемка мероприятий: корпоративов, концертов, фестивалей, праздников и любых других событий. Также репортажной считается живая съемка рабочего процесса, когда оператор просто ходит по офису или цеху и снимает людей за работой.

В результате репортажной съемки получаются атмосферные видео, которые можно использовать в качестве презентации, отчета о проведенном мероприятии, имиджевого ролика, рекламы других подобных мероприятий или просто как память о событии.

Преимущества:

  • Не нужно специально готовиться к съёмке — оператор снимает мероприятие таким, какое оно есть.
  • Не требуется писать сценарий.
  • Все снимается «одним дублем».
  • Съемка проходит прямо в процессе мероприятия и не занимает рабочее время.
  • Не требуется отдельно готовить площадку и актеров.

Недостатки:

  • Нельзя выстроить цельный сюжет.
  • Не всегда получается донести до зрителей конкретный посыл, поэтому съемка плохо подходит для рекламных целей.
  • Сложнее поймать удачные кадры — чтобы это сделать, оператор должен быть настоящим профессионалом.
  • Если само мероприятие организовано неудачно, даже качественная съемка этого не скроет.

Особенности постановочной съемки

Постановочная съемка не привязана к какому-то событию или мероприятию. Чтобы подготовиться к такой съемке, нужно написать сценарий, оборудовать площадку, подобрать актеров. Такая подготовка позволяет снять полноценный ролик с конкретным сюжетом и посылом, например, рекламу или промо.

Преимущества

  • Можно донести до зрителя четкую мысль.
  • Получается выстроить цельное повествование.
  • При грамотной подготовке, профессиональной операторской работе и качественной обработке ролик обязательно получится удачным.
  • Проще ловить удачные кадры, потому что будет заранее выставлены правильный свет и подобраны ракурсы съемки.
  • Можно применять более сложные спецэффекты, например, во время съемки использовать хромакей чтобы заменить фон или добавить 3D-модели и анимацию.

Недостатки

  • Требуется длительная подготовка для написания сценария, оборудования площадки, подбора актеров.
  • Придется снимать несколько дублей, съемки длинного ролика могут занять не один день.
  • Если в съемках участвуют сотрудники компании, их нужно будет надолго отвлечь от работы.

Какую съёмку выбрать